вторник, 24 июня 2008 г.

Вопрос этот возникает оттого, что, согласно общераспространенному у индийских философов взгляду, ка

Вопрос этот возникает оттого, что, согласно общераспространенному у индийских философов взгляду, каждый особый источник знания должен давать и особый результат. Источником знания называется ближайшая и самая действительная причина его возникновения. Такой ближайшей причиной возникновения воспринимаемого знания является, по учению реалистических брахманских систем, факт соприкосновения между органом чувства и объектом. Источником знания при восприятии, говорит Кумарила (CV. IV. 60), может быть или сам внешний орган, или факт его соприкосновения с объектом, или факт соприкосновения внешнего органа с внутренним, или такой же факт соприкосновения внутреннего органа с душой, или, наконец, все эти виды соприкосновения, вместе взятые. Разбирая виды соприкосновения, Кумарила находит, что последний из них, т. е. соприкосновение внутреннего органа с душой, является ближайшей и самой действительной причиной (CV. IV. 62: prakrstasadhakatvat) восприятия как особого вида знания. На той же точке зрения стоят и найяики. Большой спор среди последователей этой системы вызывал вопрос о том, можно ли называть ближайшей причиной восприятия органы чувств, или же это название можно дать лишь факту соприкос- _ 268 новения органа с объектом. По буддийскому определению, источник знания есть само это знание. Источником правильного познания называется знание, которое ведет к усвоению сознанием объектов, психический процесс, который доставляет (prapayati) нам продукты знания, т. е. представления. Достижение (prapti) продукта знания (pramanaphala) есть не что иное как постижение объекта (arthadhigati) (INВТ. 3- 510). Выше было уже указано, что буддисты не различают трех последовательных стадий впечатления, направления внимания и усвоения объекта, а считают имеющим значение в теории познания только одно окончательное усвоение объекта сознанием. Смысл этого противоположного учениям индийских реалистов взгляда на источник знания заключается прежде всего, конечно, в отрицании за объектами внешнего мира и якобы соприкасающимися с ними органами чувств всякого значения в генезисе знания. Древний китай

Комментариев нет: